Чем занимается аналитик данных, и как им стать с нуля в 2024 году
Это человек, который видит в цифрах закономерности и строит из них прогнозы.
Все предприниматели вынуждены работать с цифрами. Чем больше компания, тем больше этих отчетов, сводных таблиц и показателей. Чтобы бизнес развивался и приносил прибыль, нужно постоянно анализировать данные о затратах, продажах, налогах и многом другом. Этим и занимается аналитик. Его задача — увидеть закономерности и помочь руководству решить проблемы, предложить пути развития. Рассказываем, какими инструментами он для этого пользуется и как стать аналитиком данных.
Кто такой аналитик и чем он занимается
Это специалист, который систематизирует, структурирует и анализирует данные. Он визуализирует их в виде графиков и диаграмм, на основе которых формирует гипотезы и разрабатывает прогнозы. Может работать в продажах, на производстве, в IT, банковской сфере или сфере услуг.
К примеру, у компании, которая выпускает средства для уборки, вдруг начала падать выручка. Задача аналитика — выяснить, на каком этапе появилась проблема, и предложить пути ее решения. Для этого он:
- собирает данные о продажах за несколько предыдущих месяцев;
- изучает статистику конкурентов за это же время;
- сравнивает количество заказов, оплат и доставленных товаров;
- выясняет, какие рекламные кампании проводились перед тем, как продажи упали;
- общается со службой поддержки клиентов, чтобы узнать, с какими проблемами туда обращаются.
Анализ всей этой информации позволяет специалисту увидеть картину поведения клиентов и понять, где у них возникает проблема. Затем он формирует отчеты, визуализирует данные и презентует свои выводы и предложения руководству компании.
Какие навыки и знания нужны аналитику
Профессиональные навыки аналитика:
- знать основы теории вероятности и статистики;
- понимать бизнес-процессы;
- формулировать гипотезы и проверять их на данных;
- применять различные методы анализа;
- производить расчеты вручную и с помощью специального ПО.
Для работы в некоторых направлениях пригодятся знания языков SQL и Python. А еще английский. Для старта хватит базового уровня, но, чтобы освоить инструменты для глубокого анализа, придется изучить язык получше.
Аналитик работает не только с данными, но и с людьми. Ему приходится много общаться с коллегами из смежных отделов: поддержки клиентов, продаж, доставки, рекламы. А еще он представляет результаты своей работы руководству и должен уметь аргументировать и отстаивать свою позицию.
Хороший аналитик — это человек:
- Ответственный. Перед тем как сдать отчет, проверяет его несколько раз, ведь от этого зависит будущее проекта или всей компании.
- Энергичный. Если видит закономерность и находит ошибку или недочеты в работе коллег — ищет решение и выносит на рассмотрение. Готов подробно объяснить и показать, как улучшить процессы и увеличить прибыль.
- Старательный. Даже рутинные задачи выполняет тщательно.
- Творческий. Умеет визуализировать данные и преподнести самую сложную информацию наглядно и доступно.
- Критичный. Может посмотреть на ситуацию с разных позиций, чтобы увидеть закономерности, которые неочевидны другим.
Сколько зарабатывают аналитики
Согласно данным zarplan.com за май 2023 года, аналитик-новичок в среднем зарабатывает 74 087 ?. Специалист среднего уровня с опытом от трех лет получает 194 905 ?. А средняя зарплата аналитика, который руководит профильным отделом, — 335 800 ?.
Уровень дохода зависит не только от знаний, навыков и опыта работы, но и от специализации. Так, BI-аналитики в среднем получают 149 889 ?, а их коллеги, которые занимаются аналитикой продаж, — 96 357 ?.
Основные рабочие инструменты аналитика данных
- Sublime Text — текстовый редактор для написания программного кода
- Jupyter Notebook — программа-блокнот для записи, передачи и запуска кода
- Google Sheets или Excel — программа для работы с таблицами
- Tableau — программа для визуализации данных
Какие бывают аналитики
В зависимости от сферы деятельности компании ей требуются аналитики с разными навыками для решения разных задач.
Бизнес-аналитик
Такой специалист обычно требуется крупным компаниям, где параллельно идет множество процессов. Их нужно координировать между собой, находить недочеты, оптимизировать работу разных отделов, анализировать, что влияет на продажи и как увеличить прибыль, сэкономив ресурсы.
Навыки бизнес-аналитика:
- Разбирается в различных показателях бизнеса.
- Знает все бизнес-процессы в компании.
- Обрабатывает большие объемы данных и презентует результаты в виде графиков и диаграмм.
- Умеет найти общий язык с коллегами из разных отделов, объяснить свою позицию и отстоять свои выводы перед руководителем.
BI-аналитик
Это человек, который удачно совмещает творчество и аналитический склад ума. С помощью специальных инструментов для анализа данных он обрабатывает отчеты и разрабатывает многоуровневые системы фильтрации. Результат его работы — понятные таблицы, графики и диаграммы, по которым можно отследить эффективность работы каждого отдела или всей компании.
Направление получило название от программного обеспечения для визуализации данных — Power BI.
Финансовый аналитик
Специалист, который точно знает, сколько компания тратит, зарабатывает, какие действия могут привести к убыткам и что нужно, чтобы увеличить прибыль. Аналитик финансов может работать в бизнесе или банковской сфере. Он изучает рынок и конкурентов, знает, как проверить финансовое положение контрагентов, понимает, когда и куда стоит инвестировать.
Навыки финансового аналитика:
- Управляет активами компании.
- Анализирует риски и источники капитала.
- Разрабатывает стратегии инвестирования.
- Следит за тенденциями на финансовом рынке.
Системный аналитик
Автоматизирует работу компании. Он разрабатывает сложные бизнес-процессы, распределяет задачи, анализирует работу коллег и следит за ее эффективностью.
Навыки системного аналитика:
- Разбирается в бизнес-процессах компании и разрабатывает новые с учетом конкретной задачи.
- Разрабатывает требования к ПО на основе анализа данных.
- Создает метрики и отслеживает их.
- Знает на базовом уровне SQL и принципы работы информационных систем.
Веб-аналитик
Работает с данными о пользователях веб-продуктов: сайтов, мобильных приложений и сервисов. Он разрабатывает и внедряет инструменты для внутренней аналитики на веб-страницах. Работает со сторонними сервисами, чтобы составить портрет целевой аудитории, отследить трафик, поведение пользователей, их интересы и потребности.
Навыки веб-аналитика:
- Работает с сервисами Google Analytics и Яндекс Метрика, задает параметры, строит дашборды и отслеживает метрики.
- Разбирается в интерфейсах и знает основы разработки и веб-дизайна.
- Умеет разрабатывать и тестировать маркетинговые стратегии, владеет инструментами настройки таргетинга.
Аналитик маркетплейсов
Этот специалист отвечает за развитие крупных интернет-платформ. Он обрабатывает большие массивы данных в разных областях: от продаж до маркетинга. Разрабатывает финансовые и рекламные стратегии, анализирует рынок и конкурентов. На этой основе модернизирует внутренние процессы, улучшает пользовательский опыт и делает более эффективной работу с контрагентами.
Навыки аналитика маркетплейсов:
- Обрабатывает большой объем данных с помощью ПО для аналитики.
- Разбирается во внутренних бизнес-процессах. При этом понимает тенденции на рынке и следит за поведением конечных покупателей.
- Осуществляет финансовый анализ компаний-поставщиков.
Продуктовый аналитик
Участвует в создании и запуске новых продуктов, помогает улучшать их. Он анализирует рынок, изучает аналоги в сегменте, проводит исследования спроса и потребностей потребителей. На основе этих данных предлагает улучшения продукта, формирует стратегию продаж и продвижения. После вывода продукта на рынок аналитик следит за реакцией покупателей, статистикой заказов и продаж, изучает отзывы и составляет отчеты для доработки.
Навыки продуктового аналитика:
- Выдвигает гипотезы, формулирует прогнозы, проводит исследования.
- Систематизирует и анализирует данные.
- Разрабатывает стратегии продаж и продвижения.
Game-аналитик
Аналитик игр работает в команде разработчиков, помогает им сделать продукт интересным и привлекательным для пользователей и прибыльным. Он изучает продукт перед запуском, оценивает, насколько проработан сюжет, как сильно он захватит внимание игроков, может предугадать их поведение. По итогу анализа гейм-аналитик предлагает доработки разработчикам и гейм-дизайнерам. А еще он разрабатывает стратегии продвижения игры на рынке.
Навыки game-аналитика:
- Разбирается в игровой индустрии и рынке компьютерных игр.
- Предсказывает поведение игроков до покупки и в процессе игры.
- Разрабатывает стратегии маркетинга и продакшена.
- Знает основы разработки и гейм-дизайна, общается с командой на одном языке.
Аналитик Big Data
Работает с большим объемом сырых данных, структурирует их, анализирует, строит гипотезы и разрабатывает метрики для их проверки. Например, обрабатывает информацию о транзакциях, чтобы отследить схемы мошенничества. Или изучает, как погодные условия, загруженность дорог и общественного транспорта изменяют спрос на услуги аренды электросамокатов.
Навыки аналитика Big Data:
- Знает языки SQL и Python.
- Владеет основами статистики для обработки данных.
- Умеет прогнозировать на основе анализа.
- Видит закономерности за большим количеством сырых цифр.
Плюсы и минусы профессии аналитика
Востребованность
Сегодня большинство руководителей компаний понимают, что работа вслепую не приведет к результату. Поэтому бизнес в разных сферах нуждается в качественном анализе данных: о продажах, потребителях, продукте, расходах и доходах. Востребованность аналитиков только растет с каждым годом, как и зарплата, которую предлагают работодатели.
Как стать аналитиком
Вузы. После школы или техникума можно получить диплом бакалавра на факультете экономики, маркетинга, математики и информатики. Это даст хорошую теоретическую базу, но займет много времени и не поможет развить практические навыки.
Онлайн-курсы. Этот формат подойдет и студентам, и тем, кто заинтересовался аналитикой в зрелом возрасте. Можно с нуля изучить необходимую теорию, освоить базовые инструменты и практиковаться на реальных задачах аналитика. Курсы длятся от пяти месяцев до года, преподаватели — опытные практики, а в процессе кураторы и наставники поддерживают и помогают разбирать сложные вопросы.
Подборка курсов по профессии аналитика данных
- Курс «Аналитик данных» от Skypro
Длится 10 месяцев. На курсе дают минимум теории, а вот практических занятий много, чтобы отточить навыки и наполнить портфолио. Центр карьеры поможет составить цепляющее резюме и подготовиться к собеседованию и тестовым заданиям, чтобы найти работу сразу после обучения. - «Data Scientist с нуля до PRO» от Skillfactory
Разработан совместно с академиком РАН из МГУ им. М.В. Ломоносова. Освойте продвинутую математику с самых азов. Научитесь создавать ML-модели и работать с нейронными сетями. Получите реальный опыт на практических проектах. Начните работать удаленно. - Профессия «Аналитик данных» от Eduson Academy
Практический онлайн-курс, где вы с нуля освоите все ключевые навыки аналитика данных. Станете востребованным IT-специалистом со стартовой зарплатой от 70 000 рублей. Длительность: 6 месяцев.
- Профессия «Data Scientist» от Логомашина
Освоите навыки анализа данных и машинного обучения с нуля. Курс длится 12 месяцев. Онлайн-формат. Подойдет для новичков. - Курс «Профессия аналитик» от Productstar
С нуля начните карьеру в аналитике данных. Выучите SQL, Python и BI-инструменты. Соберете реальные проекты в портфолио. Параллельное трудоустройство: помощь в поиске работы в процессе обучения.
FAQ
Главное о профессии аналитика
Аналитик работает с данными. Он сортирует их, обрабатывает и анализирует. На этой основе составляет прогнозы и разрабатывает гипотезы о поведении пользователей или продажах.
Эта специальность — для ответственных энергичных людей с критическим мышлением, которые умеют отстаивать свою точку зрения и объяснять сложные закономерности простым языком.
Аналитика имеет много направлений, конкретные требования к специалисту зависят от сферы деятельности компании.
Компании в разных сегментах экономики ищут аналитиков, чтобы изучать данные о конкурентах, прогнозировать ситуацию на рынке, внедрять более эффективные бизнес-процессы, так что спрос на этих специалистов только растет.
Средняя зарплата аналитика — от 70 000 ? до 400 000 ?. Она зависит от сферы занятости, опыта и навыков.
Получить профессию аналитика можно на профильных факультетах вуза или онлайн-курсах.