Оптимизация структуры сайта для SEO
Это ультимативный гайд по составлению SEO-оптимизированной структуры сайта. Опытные веб-мастера вряд-ли найдут здесь новое слово, но если вы новичок в поисковой оптимизации и разработке сайтов — будет интересно. Проще всего будет понять данную статью владельцам WordPress-сайтов, статья написана по мотивам курса от разработчиков популярного SEO-плагина Yoast. На самом деле мы недалеко ушли от других CMS-систем, принципы те же самые. Начнем.
Почему структура сайта важна?
Для общей картины.
Комплексная SEO-оптимизация сайта состоит из нескольких фундаментальных принципов:
- Техническая составляющая — быстрая скорость загрузки страниц, оптимизированный (валидный) код, отсутствие вредоносных скриптов и т.д.
- Удобный интерфейс и навигация для пользователя.
- Обратные ссылки (или упоминания) с других сайтов и социальных сетей.
- Качественный контент.
Теперь разберемся, что такое структура сайта:
- Структура — это определенная иерархия страниц. Какая страница является f99bff;родительскойf98aa2;, а какая ей принадлежит — является подрубрикой.
- К структуре сайта относится система внутренней перелинковки страниц (страницы ссылаются друг на друга).
- Структура наглядно показывает пользователю, из чего состоит сайт, какой контент доступен.
- Организация навигации на сайте зависит от структуры — как будет выглядеть меню.
- От структуры сайта зависит, насколько удобно будет пользователю.
Удобный интерфейс и навигация по сайту напрямую зависят от его структуры.
О структуре нового сайта нужно думать в самом-самом начале. Вы выполняете анализ ключевых слов, определяете, о чём будете писать, и сразу начинайте думать, как лучше всего упорядочить на сайте задуманные рубрики контента. На языке оптимизатора это называется составление семантическое ядра.
Структура влияет на то, как поисковики понимают тему сайта, как эффективно они перемещаются по его разделам и индексируют контент.
Термины
Структура сайта — это то, как систематизированы страницы на вашем сайте и как расставлены ссылки между ними. Про это мы рассказали выше.
Ключевые слова — запросы, которые ваша аудитория вводит в поиске. Поисковая оптимизация — это обработка существующего спроса, слов, которые люди вбивают в Яндекс и Google. Если не использовать те же слова, что и ваши потенциальные читатели, вы никогда не встретитесь.
У вас уже есть сайт? Для начала проверьте позиции сайта по ключевым словам.
После анализа ключевых слов, у вас получится довольно длинный список слов и фраз, по которым нужно оптимизировать контент на сайте.
Ключевые слова делятся на общие и слова из длинного хвоста. По ключевым словам из длинного хвоста меньше конкуренция. По общим ключевым словам конкуренция выше и они приносят много трафика, но позиции в поиске по ним зарабатывать намного сложнее. Разумно сначала оптимизировать страницы по менее словам с меньшей конкуренцией или фразам из длинного хвоста.
Целевые или посадочные страницы – это страницы, на которые люди попадают из поиска и других сайтов, соц-сетей (по ссылкам). Целевые страницы должны в удобном для чтения формате преподносить контент пользователям.
Базовый контент — это самые важные статьи на сайте. Надо выбрать четыре страницы, которые лучше всего описывает вашу компанию или продукт – это и будет ваш базовый контент.
Дублирующий контент — одинаковый контент, который есть на разных страницах сайта. Это плохо. Так вы запутываете поисковики. Они не понимаю, какую из одинаковых страниц отображать в выдаче. Канонизация — это способ устранить дублирующийся контент.
Два подхода к структуре сайта
Таксономии — категории и теги
Категории — это структурированные таксономии, где у каждого элемента есть родительские элементы. Теги — это неструктурированные таксономии, все элементы равны и существуют независимо друг от друга.
Например, для интернет магазинов выгоднее оптимизировать страницу таксономии, а не отдельные страницы товаров. На этих страницах должен быть не просто список статей. В таксономии, нужно написать, чему посвящены посты в этой таксономии.
Рекомендуется сдавать не очень много категорий и конкретизировать их с помощью тегов. Таксономии должны быть связаны ссылками. Все ценные страницы на сайте должны быть связаны ссылками. Стремитесь построить пирамидальную структуру — верху находится главная страница, уровень под ней станет самым важным контентом, под ним менее важные страницы и так далее. Эта пирамида должна быть сбалансированной. Глубина таксономии должна соответствовать скорости обновления контента.
Базовый контент
Базовый контент — это самые важные статьи для вашей стратегии продвижения по ключевым словам. У вас будет много ключевых слов, но критическое значение будут иметь позиции только по нескольким из них. Они принесут больше всего трафика сайту. Базовый контент находится в самом верху пирамиды это первая страница на которую пользователи должны попадать с главной. На уровне ниже находятся страницы, в которых есть ссылки на базовые.
Зачем нужен базовый контент? Допустим, вы хотите получить рейтинг по слову, по которому достаточно высокая конкуренция. Вы пишите много небольших постов по ключевым словам близким к вашему и добавляйте в них ссылки на базовую статью с этим целевым словом. Направляете людей к лучшим статьям на сайте, которые продают то, что вы делаете.
Эти два подхода можно смешивать. Структура сайта может быть динамичной, она может меняться.
Как структурировать сайт: основные шаги
Шаг 1
Нарисовать структуру сайта. Начертите схему своего сайта и вы увидите, есть ли у вас в структуре перекосы в какую-нибудь сторону. Надо изобразить все таксономии с примерами контента внутри, чтобы правильно оценить структуру.
Шаг 2
Продумать меню. Можно ли дать разделам лучшее название? Можете ли их оптимизировать и конкретизировать? В меню должны быть короткие названия, но заголовок страницы должен быть развернутым с вхождением ключевых слов.
Шаг 3
Связать разные блоки и страницы между собой. Обязательно связывать ссылками страницы по одной теме. Все страницы раздела должны содержать ссылку на главную страницу раздела. И почти на каждой странице нужна ссылка на главную страницу сайта.
Форум на сайте может быстро разрастись. Это затруднит индексацию сайта. Размещайте форум на субдомене отдельно от остального контента.
Шаг 4
Продумать категории и теги. Пересматривайте и оптимизируйте таксономии с учетом нового контента. Постоянно анализируйте, подходит ли выбранная структура сайту или ее пора менять.
Шаг 5
Не забывайте про URL. Хорошие ссылки очень короткие, описывают контент, содержат целевые ключевые слова и отражают структуру сайта. Если у вас есть главная страница раздела и его внутренние страницы, то в ссылке названия главной и внутренней страницы должны идти через f99bff;/f98aa2; (slash).
Характеристики базовых статей
Основные характеристики базовых статей:
- Уникальность и оригинальность. Информация текста должна отличаться от того, о чём пишут другие. Определите целевую аудиторию перед тем перед тем, как писать. Текст должен интриговать, заставлять читателя прочесть его до конца.
- Информативность. Даже если вы продвигайте интернет-магазин, ваш базовый контент не должен убеждать людей купить ваши товары, а должен объяснять, почему ваша компания или товары лучше всех.
- Базовый контент нужно оформлять как страницу, а не как запись.
- Актуальность на долгое время. Это не должна быть новостная статья, информация не должна быстро устаревать.
- Постоянное обновление. Так поисковики будут считать статью свежей и актуальной.
- Читаемость. Используйте заголовки и абзацы, списки, выделения… В общем форматируйте текст для удобного чтения.
Ссылки на базовые страницы должны быть на главной. Нужно написать много постов по смежным темам по ключевым словам из длинного хвоста и во всех этих постах поставить ссылку на базовую статью. Схема перелинковки на сайте показывает поисковикам насколько важна каждая статья (от наименее важных вес передается базовым статьям).
Технические нюансы при оптимизации структуры сайта:
- Чистка. Удалите или все страницы, которые больше не релевантны и не нужны на сайте. Если тему удаленной статьи вы рассматриваете в другой статье, перенаправьте старую страницу на новую (используйте 301 редирект). Если эта тема больше нигде не фигурирует, присвойте этой странице 410 редирект. Он сообщает поисковым системам, что контент по этой ссылке был удален.
- Проверяйте таксономии (это рубрики и метки, категории контента). Ваш блог будет расти и таксономии будут меняться, их нужно своевременно подстраивать под новый контент. Если вы создаете новую категорию или тег, не оставляйте их без описания и мета-тегов.
- Отразите структуру в меню. Для каждой категории на сайте должен быть пункт в меню на главной странице.
- Канонизация. Использование атрибута rel=canonical нужно только если есть две одинаковые страницы, в поиске должна появляться одна из них и удалить другую вы не можете. В этом случае нужно сделать одну из них канонической.
- Пагинация. На многих сайтах в архиве отображается только одна страница и ссылка «предыдущие посты». И чтобы попасть на десятую страницу нужно будет нажать на эту ссылку 10 раз. По сути, эта страница будет похоронена. Нужно выводить не только ссылки на старый/новый пост, а ещё и ссылки на странице 1,2,3,4. Ссылки на страницы полезны не только для людей, но и для поисковых систем.
- Навигационные цепочки. Они же — хлебные крошки. Покажите структуру пути пользователю. Так он поймет, в каком разделе находится, и куда еще можно перейти на вашем сайте.
- Перелинковка в стиле Википедии. Добавляйте ссылки на все подходящие по теме посты. Чтобы найти посты по теме ведите в Google «Site:» и домен своего сайта, за ним ключевые слова которые хотите найти. Так вы найдете все статьи, в которые можно добавить ссылку на базовую статью. Используя этот оператор и ключевое слово, вы найдете страницу, которую поисковик считает самой важный на вашем сайте по теме. Если поэкспериментировать и оптимизировать перелинковку, можно изменить то, какую страницу поисковик считается главной. Улучшение внутренней перелинковки помогает улучшить рейтинг базовой страницы в поисковых системах.