Почему Телеграм популярен в странах третьего мира?
Целевая аудитория мессенджера Телеграм (нет)
Я думаю, никто не будет спорить с тем, что Телеграм — это самый крутой мессенджер в плане функционала, скорости и интерфейса. Но даже имея самый крутой программный продукт, который на 3 головы выше того, что имеется на рынке, им никто не будет пользоваться, если просто о нем не узнает.
Я думаю, вы уже слышали о том, что Телеграм стал очень популярен в Иране, потом в Бразилии, чуть позже в Малайзии, а сейчас набирает очень большую популярность в Италии. Как это происходит? Почему именно эти страны, а не другие? Почему поочередно, а не сразу?
Думаю, не многие об этом задумывались, а вопрос тем не менее очень интересный.
А где Телеграм не популярен?
Чтобы на него ответить, стоит начать с того, где Телеграм не популярен? А не популярен он во всех развитых странах: США, Канада, Австралия, Великобритания, Германия. Никто там не слышал про Телеграм, и даже не знает, что это такое.
Там в основном правит Facebook Messenger и еще немного WhatsApp. То есть, все контролирует Марк Цукерберг. Они безусловно уступают по функционалу Телеграму, но, тем не менее, даже не дают ему подступиться к своей аудитории.
Но тогда почему в Бразилии, Португалии, Малайзии, Иране и так далее получилось?
Дело в том, что мессенджер как продукт представляет собой экосистему, которая должна набрать определенную критическую массу, чтобы дальше начать распространяться самостоятельно. Когда ни у кого из ваших родственников, друзей, коллег нет Телеграма, то очень тяжело их заставить на него пересесть, когда у всех вокруг Телеграм — вас «заставят» его установить.
Телеграм так лихо распространяется в так называемых «развивающихся» странах (проще говоря, бедных), по двум причинам: там власти блокируют некоторых конкурентов, и стоимость установки (цена за привлечение одного пользователя, который установил ваше приложение из магазина приложений) очень низкая.
То есть важно понять, что Телеграм не распространяется сам по себе. Любой всплеск его скачиваний в конкретных странах — это спланированная командой Телеграм маркетинговая кампания.
Как это происходит:
- выбирается перспективная страна с низкой стоимостью установок и проблемами (блокировками) основных конкурентов;
- запускается массированная рекламная кампания;
- покупаются первоначальные публикации у популярных блогеров;
- число активных пользователей достигает критической точки, после которых они начинают привлекать своих друзей.
Как Телеграм получил первую аудиторию?
Также не стоит забывать, как Телеграм изначально получил своих первых 10 миллионов пользователей.
Это был 2013 год: как раз гремел скандал со Сноуденом, и тут Паша подсуетился, перепрофилировав свой мессенджер ВК в защищенный Телеграм с секретными чатами и всякого рода шифрованиями. Были также куплены публикации во многих англоязычных изданиях. Расчет был как раз на то, что получится наскоком откусить кусочек от жирной аудитории развитых стран, ведь Сноуден показал, что за каждым следит правительство. Но план не сработал, и удалось получить только аудиторию СНГ, которая скачивала приложение по старой памяти, потому что Паша был создателем ВКонтакте.
Вот так этот неудавшийся план трансформировался в стратегию активной промокомпании в отдельно взятой стране в короткий промежуток времени. Кстати о промокомпании, которая сейчас идет в Италии — не думайте, что это зажиточная страна. По сравнению с Германией или Францией, цены за клик или конверсию в Италии в 3-4 раза ниже.
И еще немного о защищенности Телеграма. Так как первоначальная концепция, которая по большому счету не взлетела (никто особо об этой конфиденциальности и не парится, как оказалось), эта самая защищенность стала для Телеграма обузой, поэтому в обычных чатах (не секретных) переписка хранится на сервере. Иначе бы мессенджер потерял кучу преимуществ по скорости и возможности просмотра истории сообщений с любого устройства.
Телеграм сейчас становится просто мессенджером, а не защищенным средством коммуникации, поскольку у массовой аудитории нет такой потребности.
А что насчет двух самых больших по численности рынков планеты?
В Китае и Индии на пару проживает 30% мирового населения, и пускай большинство в этих странах живет бедно, тем не менее это рынок на 2.6 миллиарда человек, и соответственно на очень много потенциальных денег.
Пойдет ли Телеграм туда? В Китай точно нет. Там правит WeChat, да и правительство просто не позволит набирать популярность не местному мессенджеру.
Индия? Это гораздо больше похоже на правду. Там нет одного гегемона на рынке мессенджеров, нет великого фаервола, и стоимость установки достаточно низкая.
Я думаю, стоит ожидать массового прихода Телеграм в Индию уже в этом году. По правде говоря, Телеграм уже имеет там некоторую аудиторию, но пока это только попытки/подходы. Количество подписчиков в самых популярных индийских каналах весьма приличное: например, первый (152 000 участников) и второй (129 000 участников). Думаю, что в ближайшее время команда Телеграм начнет реальную борьбу за рынок Индии.
А что насчет рынка СНГ?
Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан вместе взятые по-прежнему остаются для Телеграма самым большим имеющимся рынком. Причем Россия в этой группе занимает львиную долю.
Так что, даже если Паша и не дружит с Володей, то как минимум Телеграм очень не хотел бы терять российский рынок (около 15% всех пользователей Телеграм), поэтому может идти на уступки правительству, что он недавно и продемонстрировал.