Инструменты веб-аналитики и зачем они нужны
Для компаний данные — ключевой ресурс в принятии рациональных решений. В этом может помочь веб-аналитика. Если ее использовать, можно управлять ресурсами, отслеживать успех маркетинговых стратегий, совершенствовать пользовательский опыт и увеличивать прибыль. В статье рассмотрим инструменты веб-аналитики и их роль в онлайн-проектах.
Что такое веб-аналитика
Веб-аналитика — способ получения, оценки и трактовки информации о действиях посетителей сайта. Требуется, чтобы выявить часто посещаемые страницы, откуда на сайт попадают посетители и какие действия они выполняют.
Основная цель — помочь компании принимать взвешенные решения, вместо спонтанного реагирования на события.
Почему веб-аналитика нужна бизнесу
Веб-аналитика дает возможность:
- Глубже понимать пользователей. Благодаря анализу веб-данных компании видят, кто и откуда посещает web-сайт. Это помогает изменять его в соответствии с потребностями аудитории.
- Оценивать результаты мероприятий. С помощью веб-аналитики можно выяснить, насколько результативными были маркетинговые кампании и стратегии. К примеру, можно узнать, сколько человек перешло в продукт из социальных сетей, а сколько через поиск.
- Повышать число совершенных целевых действий. Использование web-аналитики дает возможность выявить, какие шаги посетителей приводят к желаемому результату — покупке товара или регистрации на сайте. Это предоставляет возможность сосредоточить усилия на ключевых аспектах.
- Улучшать опыт пользователей. Пользователи стремятся найти простые и понятные пути решения своих задач. Если страницы загружаются долго или навигация запутанна, они покинут сайт и перейдут на ресурсы конкурентов. Аналитика показывает, когда возникает проблема, и дает понимание, как оптимизировать процессы.
- Улучшать контент. Использование аналитики позволяет определить, какие статьи и другие материалы привлекают внимание, и генерировать контент, который пользуется популярностью.
Веб-аналитику можно освоить на курсах по маркетингу от Skypro. После их прохождения станете экспертом в этой области.
Программа включает курсы «Полное погружение в маркетинг», «Директор по маркетингу» и «Маркетинг на международных рынках». Разберетесь в основах диджитал-стратегии и web-аналитики, поймете особенности международного рынка. Сможете зарабатывать от 50 000 ? до 300 000 ?.
Виды аналитики
Отслеживание трафика, оценка эффективности стратегий, анализ поведенческих паттернов — все это нужно для оптимизации процессов и повышения конверсии. Рассмотрим виды веб-аналитики и их значение в современном онлайн-бизнесе.
Сквозная аналитика
Соединяет данные из маркетинговых каналов, чтобы отследить действия пользователя от первого посещения до целевого действия. Выявляет лучшие комбинации разных каналов и те, которые не приносят результатов. Аналитику важно понимать, как мыслит посетитель и оценивать его привычное поведение.
Суть сквозной аналитики — информацию собирают из нескольких мест: рекламных платформ, CRM и систем аналитики, и предоставляют ее в едином пространстве.
CRM — системы, где организации собирают сведения о заказчиках.
Комплексная аналитика
Объединяет и оценивает данные статистики: о востребованности сайта, строчке в поисковой выдаче и входящих звонках.
Применяют счетчики и лог-анализаторы, которые сканируют страницы. Это помогает выявлять места, которые чаще всего посещают.
Применяйте оба типа аналитики, если хотите провести всесторонний анализ.
Показатели веб-аналитики
В аналитике применяют метрики — показатели, благодаря которым можно выявить достоинства и недостатки продукта или кампании.
Метрики трафика определяют, из каких источников приходят пользователи.
- Активные пользователи — посетители, которые были на сайте как минимум один раз за обозначенный период.
- Новые пользователи — посетители, которые впервые оказались на web-ресурсе. Сможете понять, привлекает ли сайт новых поток людей.
- Общее число пользователей — число людей, которые когда-либо были на сайте.
- Сессии — показатель того, как часто люди посещали и выполняли действия на сайте за определенный отрезок времени.
Метрики поведения пользователей выявляют популярные веб-страницы, время пребывания на них и действия посетителей.
- Отказы — процент людей, которые уходят с сайта, просмотрев одну страницу, и не совершают при этом никаких действий. Высокое свидетельствует о сложностях с навигацией или качеством материалов на сайте.
- Коэффициент выхода — показатель того, как часто посетители уходят с сайта с первой же одной страницы. Анализ выявляет страницы, где требуются улучшения, чтобы удержать пользователя.
- Повторные посетители — число людей, которые возвращаются на сайт. Позволяет оценить уровень положительного настроя аудитории.
- Глубина просмотра — число страниц, которые посетители изучают за одно посещение. Это показатель интереса посетителей к контенту.
- Продолжительность сессии — то, сколько в среднем люди проводят на сайте за одно посещение. Оценка привлекательности контента: если пользователь быстро уходит, это свидетельствует о несоответствии сайта его запросам. А интересный контент приведет к тому, что люди будут проводить на сайте больше времени.
Метрики конверсии позволяют измерить эффективность перевода пользователей в покупателей.
- Коэффициент конверсии — число пользователей, которые купили, отправили заявку, добавили товар в корзину или подписались на блог.
- Транзакции — то, сколько раз приобрели товары или услуги. Позволяет выявить средний чек.
Сервисы и инструменты веб-аналитики
Сервисы постоянно развиваются, поэтому нужно быть в курсе трендов и подбирать подходящие инструменты для достижения целей бизнеса.
Google Analytics 4
Бесплатный инструмент, который предоставляет доступ к информации о трафике и в котором можно формировать отчеты на основе кликов, переходов и других событий.
Преимущества:
- информация о действиях конкурентов;
- есть информация о скорости загрузки сайта, поисковых запросах;
- возможность делать прогнозы конверсий через встроенный инструмент машинного обучения;
- объединение данных в единую систему;
- интеграция с Google Ads и Tag Manager;
- отображение отчетов в понятной форме через графики, диаграммы и таблицы, с возможностью изменять оформление отчета по вашему усмотрению.
Недостатки:
- невозможность интеграции с Google Ads после того, как Россию отключили от платных функций Google;
- затраты большого количества времени на глубокие исследования и оценку больших данных (до 48 часов);
- для новичков интерфейс сложный;
- возможны неточности при обработке сведений о трафике компаний из России;
- ограниченное хранение информации (26 месяцев), поэтому нужно скачивать ее, чтобы можно было сравнивать новые и прежние показатели.
Яндекс Метрика
Бесплатный инструмент, который позволяет отслеживать трафик и откуда он поступает, составлять портрет посетителей и оценивать их поведенческие паттерны.
Преимущества:
- есть функция «Вебвизор» для детального изучения поведения людей через видеосъемку экрана;
- возможность использовать тепловые карты для анализа наиболее посещаемых областей сайта и интересов пользователей;
- можно проводить аналитику вовлеченности и взаимодействия людей с материалами через раздел «Контент»;
- группировка целевых посетителей на группы;
- удобный дизайн;
- можно устанавливать индивидуальные цели.
Недостатки:
- есть случаи ошибок при обработке информации;
- боты искажают результаты исследований, желательно подключать функцию «Данные без роботов»;
- отчеты сохраняются два года, при этом возможны сбои, поэтому рекомендуется регулярно выгружать их.
Mixpanel
Инструмент онлайн-аналитики действий посетителей. Подходит небольшим организациям.
Тарифы от $25 в месяц, но доступна бесплатная версия — ей могут воспользоваться каналы с числом посетителей до 100 000 человек в месяц.
Преимущества:
- понятный интерфейс;
- возможность сегментации пользователей по заданным параметрам;
- А/В-тестирование для определения оптимальных версий продукта;
- отчеты генерируются быстро;
- возможность выбирать настройки под свои потребности.
Недостатки:
- отсутствие информации при сегментации данных;
- высокие затраты при большом числе пользователей;
- отсутствие автоматизации, необходимость ручной настройки;
- проблемы с оплатой из России с 2022 года.
Hotjar
Платформа, благодаря которой можно оценить поведение посетителей, увеличить количество целевых действий, создать воронки продаж, изучить посетителей, провести опросы.
Подходит бизнесу, которому требуется многосторонний анализ.
В бесплатном тарифе доступ к некоторым функциям ограничен, можно собирать данные с ограничением до двух тысяч просмотров за день, при условии, что они будут храниться не более года. Стоимость платного плана от $32 ежемесячно.
Преимущества:
- возможность записи действий пользователей;
- доступна тепловая карта кликов и скроллинга;
- легкость использования — не требуется длительная настройка сервиса или обучение использованию;
- можно использовать разные методы для получения обратной связи;
- возможность создать воронки продаж, чтобы определить, какие факторы приводят к уходу посетителей с сайта.
Недостатки:
- невозможность создания индивидуальных отчетов;
- ограниченный функционал для изучения исторических данных;
- наличие ограничений в бесплатной версии;
- С 2022 года невозможно проводить оплату из России.
SimilarWeb
Инструмент для анализа трафика и статистики конкурентов, ключевых слов, действий пользователей.
Адресован SEO-специалистам, маркетологам и владельцам сайтов. Можно воспользоваться бесплатной версией, за платные нужно платить от $125 ежемесячно.
Преимущества:
- комфортная панель управления с простыми настройками;
- легкость анализа сайтов конкурентов;
- можно проверять, какие слова и запросы вводят пользователи;
- сравнение информации по разным каналам для оптимизации стратегий;
- анализ воронки и метрик для оценки конверсии;
- глубокая аналитика продаж;
- возможность производить анализ web-сайтов в различных отраслях.
Недостатки:
- высокая стоимость и ограниченный инструментарий в бесплатной версии;
- отсутствие показателей трафика мобильных приложений в отчетах;
- возможны ошибки;
- отсутствие возможности анализа по регионам или городам;
- невозможно оплатить из России.
Matomo
Платформа, где можно выявить активность и поведение посетителей. Дополняет функционал Google Analytics.
Базовый набор возможностей доступен бесплатно, платные планы от 19 € ежемесячно — зависит от трафика.
Преимущества:
- возможность объединения отчетности по нескольким каналам в одном личном кабинете;
- наличие тепловых карт, SEO-статистики и видеозаписей действий людей на сайте;
- можно интегрировать с остальными перечисленными платформами;
- точные данные и улучшенный опыт пользователей без файлов cookie;
- возможность настройки всех элементов, включая панели, уведомления и отчеты, обеспечивает удобство использования.
Недостатки:
- скромный бесплатный инструментарий;
- сложно самому разобраться в интерфейсе и отчетах;
- длительная загрузка больших объемов информации;
- нельзя оплачивать с российских карт.
Кому нужна веб-аналитика
- Аналитик данных оценивает и интерпретирует сведения о действиях посетителей. Использует специальные инструменты, формирует отчеты и консультирует компании.
В Skypro освоите профессию без предварительных знаний в IT и вузовского диплома. В программе: статистика, логика, анализ данных и бизнес-процессов. В результате у вас будет диплом о профпереподготовке.
- Продакт-менеджер оценивает, насколько востребован продукт и удобен ли в использовании сайт. Принимает решения, как улучшить эти показатели и развивать продукт.
- BI-аналитик проводит анализ для выявления шаблонов, тенденций и основных показателей, которые нужны компаниям.
- Специалист по трафику и таргетолог привлекают новых людей и оценивают итоги маркетинговых кампаний соответственно.
- Маркетолог применяют аналитику, чтобы определить результаты маркетинговых стратегий, снизить затраты и провести анализ конверсии. Решает, как привлекать покупателей и вовлекать аудиторию.
Если ваше призвание — в сфере маркетинга, пройдите курс по маркетингу от Skypro. Освоите базовые знания и сможете разрабатывать стратегии присутствия в интернете. Меньше чем за год познакомитесь с теорией в области маркетинга, анализировать результаты работы и управлять личным брендом.
- SMM-специалист использует аналитика, чтобы оценивать результаты работы в соцсетях.
- Контент-менеджер определяет лучшие материалы и публикует новые в соответствии с тем, чем интересуется ЦА.
- UX-дизайнер пользуется результатами аналитики, чтобы оптимизировать дизайн и пользовательский опыт. Он изучает, как ведут себя люди на сайте или в приложении, совершенствует навигацию и оформление.
Направление UX — ключевое на курсе Skypro «Графический дизайнер с нуля». Научитесь созданию баннеров, оформлению соцсетей и отрисовке дизайна лендинга. Меньше чем за год освоите программы дизайнера. У вас будет диплом о профпереподготовке.
Советы для новичков в области веб-аналитики
- Настройте систему измерений для эффективного использования инструментов аналитики. Решите, к каким результатам хотите прийти: увеличить подписки или продажи. Определите, какие KPI использовать, чтобы оценить успешность проекта. Собирайте данные, чтобы проанализировать их и принять эффективные бизнес-решения.
- При изучении действий посетителей нужно рассматривать их действия в контексте, а не только анализировать отдельные метрики. Важно понять взаимосвязь между различными действиями пользователей, к примеру, какие страницы они посещают прежде, чем совершить покупку. Вы узнаете, что изменить, чтобы повысить конверсию.
- Прохождение онлайн-курсов по аналитике позволит глубже понять, как применять инструменты для достижения целей.
В Skypro проходите курс по продуктовой аналитике. Поймете, как изучать поведение аудитории, анализировать показатели и формулировать гипотезы для улучшения пользовательского опыта. Научитесь создавать воронки, проводить A/B-тестирование, составлять запросы для SQL, наглядно представлять данные. В результате у вас будет диплом о профпереподготовке.
Основное
- Благодаря веб-аналитике компании понимают мотивы поведения пользователей, оценивают результаты маркетинговых мероприятий и улучшают продукты.
- Отслеживание метрик трафика, активности пользователей, сессий и конверсии позволяет оценить текущее состояние онлайн-присутствия и определить стратегии, как улучшить продукт и увеличить конверсию.
- Веб-аналитика предоставляет специалистам возможность обрабатывать и переводить на простой язык данные о пользователях продуктов.
- Глубокое понимание бизнес-целей, эффективная настройка системы измерений и систематический анализ — составляющие успешной работы в области веб-аналитики.