Маркетолог-аналитик: кто это и как им стать?
Чтобы бизнес лидировал и получал стабильные результаты, нужен качественный продукт и продуманная маркетинговая стратегия. А еще регулярный анализ данных — рыночных условий, самой организации, поведения клиентов и деятельности других компаний.
Бизнес, который принимает решения на основе анализа информации, видит, какие маркетинговые усилия эффективны, поэтому добивается лучших результатов.
В небольших организациях за анализ данных отвечает маркетолог. Маркетологи-аналитики нужны в крупных организациях. Эти специалисты собирают информацию, проводят ее анализ, проверяют гипотезы и улучшают маркетинговую стратегию. Это позволяет увеличить доход.
О том, какой доход у специалиста, какие знания и умения у него должны быть и где всему научиться, рассказываем в статье.
Кто такой маркетолог-аналитик
Маркетолог-аналитик — специалист, который отвечает за сбор информации, анализ конкурентов и рыночных условий, результатов продаж и показателей в компании, запросов целевой аудитории. Он делает выводы, насколько эффективными были маркетинговые кампании, строит и обкатывает гипотезы, прогнозирует и отчитывается.
Маркетолог-аналитик — не бизнес-аналитик, хотя оба специалиста анализируют данные о компании.
Он рассматривает все процессы в целом и определяет, приносят ли они результаты, а маркетолог-аналитик взаимодействует исключительно с маркетинговыми показателями.
Отличаются и функции маркетолога-аналитика и интернет-маркетолога. Последний работает над тем, чтобы о компании знали люди, росли спрос на продукцию и продажи.
Обязанности маркетолога-аналитика
Маркетолог-аналитик продумывает, как собирать данные. Подбирает и адаптирует инструменты аналитики, чтобы видеть, как меняются разные показатели деятельности. Он пользуется Яндекс Метрикой и Google Analytics, сквозной аналитикой, отслеживает телефонные звонки и электронные письма — это позволяет провести качественный анализ.
Он изучает базы данных и отчетную документацию компании, информацию из CRM-систем. Этот специалист проводит исследования сам или собирает команду подрядчиков, чтобы объединить разные методы в работающую систему.
В Skypro на курсе «Интернет-маркетолог» вы освоите необходимые инструменты, и сумеете грамотно ими пользоваться. Поймете, как составлять прогнозы о развитии организации, планировать продвижение и доносить результаты работы руководству. Консультанты центра карьеры поделятся, как писать резюме и что важно указать в сопроводительном письме. С их помощью сможете выбрать перспективное место.
Анализ
Оценка результатов рекламных кампаний — лишь малая часть функций маркетолога-аналитика. Кроме этого он проводит анализ сегментов, объем товаров и услуг внутри рынка и его тенденции, запросы и поведение потенциальных потребителей, конкурентов, рост и снижение компании.
Потом берет результаты исследований и выявляет закономерности. Это дает возможность сформировать первоначальные выводы, как изменить стратегию.
К примеру, в розничной торговле или производстве одежды анализирует и формирует перечень изделий или товаров.
A/B-тестирование
Для проверки маркетинговой гипотезы и выбора лучшего варианта продукции специалист проводит A/B-тестирование — исследование, когда сравнивается результативность разных вариантов одного объекта.
Допустим, онлайн-магазин решает оптимизировать интерфейс сайта для увеличения конверсии. Создают две версии страницы оформления заказа. Затем случайным образом направляют посетителей сайта на каждую версию и анализируют, какая из них приводит к большему количеству завершенных покупок.
Корректировка стратегии
Когда маркетолог-аналитик получает данные, он делает заключение, на основании которого можно улучшить маркетинговую стратегию. Так бизнес получает новых заказчиков и увеличивает доход.
Специалист формирует бюджет и отслеживает расходы на исследования, решает, как сократить затраты на продвижение, составляет рекомендации, как оптимизировать продукт и изменить стоимость товаров.
Написание отчетности
Важная функция специалиста — составлять отчетную документацию. Он представляет результаты деятельности в понятной форме, чтобы те, кто смотрит отчеты, легко разбирались в цифрах и могли прийти к выводам.
Составление прогнозов
Маркетолог-аналитик составляет разные прогнозы: определяет тенденции рынка, составляет портрет клиентов, рост прибыли и итоги действий маркетингового отдела.
Кому подходит профессия
Эта специальность для новичков, которым одинаково нравится и гуманитарная, и техническая направленность. Специалисту важно мыслить аналитически и одновременно креативно, уметь взаимодействовать с членами команды и ясно доносить результаты своих исследований.
Нужно разобраться во всех тонкостях маркетинга, аналитики и научиться кодировать с помощью Python.
Думайте не о том, что у вас нет опыта или знаний, а о том, хотите ли вы развиваться в профессии. Если это так, не составит труда освоить любые инструменты.
Специальность легко освоить маркетологам и интернет-маркетологам — у них уже есть базовые представления об аналитике. Достаточно немного переобуться — понять, как делать запросы к базам данных, работать с языками запросов и программирования, в программах для наглядности информации.
Часто маркетологами-аналитиками становятся аналитики. Они знакомятся с маркетингом, необходимыми показателями, которые важно учитывать, и тем, как составлять маркетинговую стратегию. Важно изучить специфику сегмента рынка, к которому относится организация. А еще уметь аргументированно представлять выводы и предположения перед членами команды и руководством.
Навыки и инструменты
Твердые навыки
Специалист должен:
- разбираться в статистике и математическом анализе;
- хорошо знать тонкости маркетинга и показатели конкретных аспектов процессов;
- владеть аналитическими инструментами: Яндекс Метрикой, Google Analytics, Roistat, Calltouch.
- уметь составлять алгоритмы и объединенные таблицы в Excel;
- знать язык SQL, чтобы делать запросы к базам данных;
- пользоваться CRM-системами, в которых есть все сведения о покупателях;
- использовать язык Python, чтобы настраивать автоматическую работу;
- владеть программами Power BI или Tableau, чтобы визуализировать данные;
- проводить тестирование в специальных сервисах, к примеру, в Optimizely;
- управлять командой.
На курсе Skypro «Аналитик данных» разберетесь, как пользоваться всеми необходимыми инструментами. После обучения устроитесь работать в ту сферу аналитики, которая больше всего привлекает. Специалисты центра карьеры расскажут, как написать резюме и что указать в сопроводительном письме, а еще помогут занять вакантное место с достойной оплатой.
Мягкие качества
Специалист должен обладать:
- логическим мышлением;
- высокой концепцией внимания;
- стремлением к непрерывному росту;
- развитыми коммуникативными навыками;
- умением презентовать заключения и гипотезы.
Зарплата маркетолога-аналитика и карьерный рост
На Хедхантере в Москве 380 открытых мест для маркетологов-аналитиков, с зарплатами от 70 000 ? до 300 000 ?.
- Новичкам предлагают от 45 000 ? до 90 000 ?.
- Специалисты с опытом могут рассчитывать на доход от 80 000 ? до 200 000 ?.
- Профессионалы-руководители — до 300 000 ?.
Маркетологи-аналитики растут от новичка до управленца. Или расширяют навыки и переходят в смежные специализации — становятся финансовым аналитиком, бизнес-аналитиком, или маркетологом продукта.
Некоторые специалисты открывают свое дело или становятся независимыми экспертами, которые консультируют компании — доход у таких маркетологов-аналитиков выше.
Где нужны маркетологи-аналитики
Маркетологи-аналитики нужны в разных сферах. Их привлекают организации, которые осознают важность данных и учитывают их, когда принимают стратегические решения.
Корпорации
Крупные компании вроде Mail.Ru, «Лаборатории Касперского», Avito, применяют в работе много технологий и основывают решения на данных и их анализе.
IT-стартапы
Руководители таких проектов понимают, насколько важно учитывать данные и продумывать маркетинговые действия — иначе успех будет под вопросом. Уже во время планирования они сосредоточены на создании эффективной стратегии.
Средний и малый бизнес
В небольших организациях функции маркетолога-аналитика зачастую выполняют маркетолог или руководитель отдела маркетинга. Бывают и исключения — в тех организациях, где осознали важность маркетинговых коммуникаций и решили уделять внимание аналитике, чтобы повысить результаты деятельности.
Аутсорсинг
Внешних консультантов приглашают организации, которые не могут включить в штатное расписание должность аналитика.
Как стать маркетологом-аналитиком
Для старта в профессии нужно разобраться в азах маркетинга, ознакомиться с SQL, Python, методами анализа, и уметь их использовать. Есть несколько вариантов обучиться: в вузе, на курсах и самостоятельно.
Классические вузы
В Московском финансово-юридическом университете на программе бакалавриата «Маркетинговые технологии в управлении»? можно учиться в очной, заочной или очно-заочной форме. Сроки обучения от четырех до четырех с половиной лет. Получите знания в области маркетинга и аналитики.
В НИУ «Высшая школа экономики» на программе бакалавриата «Маркетинг и рыночная аналитика»? будете учиться очно четыре года. Овладеете маркетинговыми инструментами, а особое внимание в ходе обучения уделяется аналитике.
В Новосибирском технологическом институте на программе бакалавриата «Технологии и коммуникации в маркетинге»? можно выбрать очную или очно-заочную форму обучения. Продолжительность — четыре или четыре с половиной года. Вы освоите маркетинг, с акцентом на аналитику. Сможете составлять стратегические планы в продвижении.
Онлайн-курсы
Тем, кто хочет овладеть релевантными умениями в сжатые сроки и стать профессионалом, лучше выбрать онлайн-курсы.
- Начать с аналитики: тем, кто знает маркетинг, а аналитику — только на базовом уровне, или новичкам, которых больше привлекает анализ, — подойдет курс Skypro «Аналитик данных»??. За год научитесь пользоваться на продвинутом уровне Excel, SQL и Python. В университете вам окажут содействие в поиске работы.
- Начать с маркетинга: тем, кому интереснее маркетинг, или кто отлично разбирается в аналитике, но недостаточно знаний по части маркетинга, — лучше стартовать с курса Skypro «Интернет-маркетолог»?. За шесть месяцев овладеете Яндекс Метрикой, Яндекс Директом, Google Analytics. Сможете продумывать пути продвижения продукта или услуги.
Самостоятельно
Самому учиться дольше: нужно тщательно подбирать и перепроверять источники информации, чтобы разобраться в инструментах маркетинга и аналитики.
Этот формат хорош для тех, кто владеет основными знаниями, и хочет их углубить. Время от времени проходить обучение по работе с определенными сервисами или инструментами. Так, у «Яндекса» есть бесплатный курс по Яндекс Директу, а у Google — по Google Analytics.
Сейчас в открытом доступе много аудиоподкастов, видео и публикаций. Новичкам можно начать со специальной литературы:
- «Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем», Фил Барден.
- «Работа с данными в любой сфере», Кирилл Еременко.
- «Реклама под прикрытием и тайный мир продвижения в интернете», Мара Эйнштейн.
- «Маркетинг, основанный на данных. Пятнадцать ключевых показателей, которые должен знать каждый», Марк Джеффри.
- «Изучаем Python: программирование игр, визуализация данных, веб-приложения», Эрик Мэтиз.
- «Библия интернет-маркетолога», Иван Барченков.
Главное
- Если грамотно использовать аналитику, можно улучшить эффективность деятельности. В корпорациях есть должность маркетолога-аналитика.
- Специалист анализирует тенденции и запросы потенциальных клиентов, результаты компании. Изучает, насколько эффективны реклама, выдвигает гипотезы и внедряет их, прогнозирует результаты тех или иных действий и отчитывается перед руководством.
- Маркетолог-аналитик получает около 185 000 ?. С опытом можно зарабатывать и свыше 300 000 ?.
- Чтобы занять место маркетолога-аналитика, предстоит пройти обучение. Проще всего — на дистанционных курсах. Меньше чем за год тщательно изучите и маркетинг, и аналитику. В Skypro есть курсы «Аналитик данных»? или «Интернет-маркетолог»?.